Международное сотрудничество в области продовольственной безопасности

    

Таможенный союз и Единое экономическое пространство

http://mfa.gov.by/mulateral/organization/list/e0e5d8b02b2fd7fc.html


Продовольственная и Сельскохозяйственная организация ООН – ФАО (www.fao.org/index_ru.htm) - прежде всего как организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства, ряд авторитетных международных организаций, постоянно отслеживая наличие продовольственных ресурсов в мире и прогнозируя их на перспективу, информируют национальные правительства о возможных проблемах. 

Непосредственно вопросами продовольственной безопасности занимаются Всемирный Продовольственный Совет, подотчетный Генеральной Ассамблее через Экономический и Социальный Совет ООН, а также Мировая Продовольственная программа - совместный орган ООН и ФАО, предназначенный для предоставления продовольственной помощи. 

ФАО осуществляет деятельность в двух направлениях - продовольственная безопасность и питание, устойчивое развитие сельского хозяйства, включая развитие села. Стратегические задачи организации обозначены, исходя из проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество: 

     - высокие темпы прироста населения;
     - падение сельскохозяйственного производства в странах бывшего СССР;
     - сокращение помощи развитыми странами; рост численности голодающих;
     - истощение природных ресурсов;
     - длительное существование на мировом рынке низких цен на сельскохозяйственную продукцию. 

Учтены и ожидаемые (перспективные) негативные тенденции - снижение темпов роста сельскохозяйственного производства на 1,8 процента в год, низкий уровень потребления по сравнению с развитыми странами, рост зависимости развивающихся стран от импорта продуктов питания.

Разрабатывая стратегические и тактические подходы к решению продовольственной проблемы, ФАО использует специальную методическую базу, которая включает семь индикаторов оценки продовольственной безопасности:
 - отношение мировых запасов зерна к мировому потреблению позволяет определить уровень продовольственной безопасности и гарантий на случай чрезвычайных обстоятельств (норматив - 17 процентов, то есть запасы зерна должны соответствовать объемам, необходимым на 60 дней потребления);
    - отношение предложения экспортеров к общей потребности в зерне;
    - переходящие запасы зерна всего и по видам на продовольствие,
    - кормовые цели в странах-экспортерах в процентах к внутреннему потреблению;
  - тенденции производства зерна (ежегодный прирост за последнее десятилетие и к предыдущему году); изменения в производстве зерна в развивающихся странах –импортерах зерна;
    - тенденции в производстве зерна в развивающихся странах-импортерах зерна;
    - среднегодовые экспортные цены по видам зерна.

    Мировая продовольственная программа (МПП) оказывает содействие в осуществлении проектов, использующих продовольствие как помощь в экономическом и социальном развитии, в удовлетворении чрезвычайных продовольственных потребностей и содействии мировой продовольственной безопасности в соответствии с рекомендациями ООН и ФАО.

    Международная организация по сахару (МОС). Основными задачами МОС являются: расширение международного сотрудничества в области производства и международной торговли сахаром, обмен информацией и проведение межправительственных консультаций в целях выработки и осуществления государствами национальных политик по этим вопросам, а также содействие в финансировании проектов по увеличению производства сахара из средств Общего фонда МОС для сырьевых товаров. В настоящее время членами МОС являются 46 стран, включая Беларусь, Латвию и Украину.
  Международный совет по зерну (МСЗ) и Комитет по продовольственной помощи способствуют стабилизации мирового рынка зерна, рассматривают пути, с помощью которых усилия стран-доноров по оказанию помощи будут более эффективными, участвуют в выработке критериев для формирования аграрной политики различных государств и укрепления мировой продовольственной безопасности.
    Международный кооперативный альянс (МКА) является организацией, которая объединяет кооперативы в различных секторах экономики и играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности. Сельскохозяйственные кооперативы вносят существенный вклад в самообеспечение продуктами питания, причем на многие из этих кооперативов приходится большая часть производства основных продуктов питания для внутреннего потребления.
    Международная ассоциация экономистов сельского хозяйства (МАЭСХ) осуществляет разработку аграрной политики на глобальном и региональном уровнях с учетом ее многофакторности. Важное место в деятельности организации отводится разработке модели единого финансирования сельского хозяйства и различного рода инвариантных прогностических моделей (экономическая модель продовольственной политики, глобальная модель перспективы развития сельскохозяйственных производств, модель в области международных отношений в сфере сельского хозяйства).
    Периодически продовольственная проблема рассматривается на представительных международных форумах (саммитах), где предлагаются направления действий мирового сообщества.
    Наиболее значительными, с точки зрения выработки концептуальных основ решения проблемы, следует считать совещания 1972, 1992 и 1996 годов. В этот период произошло изменение подходов к решению проблемы продовольственной безопасности. В 70-е годы считалось, что по мере внедрения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве продовольственная проблема будет решена в глобальном масштабе (совещание в г. Стокгольме в 1972 году). Соответственно ее не станет и на национальных уровнях.
    В последующий период с учетом закономерностей, вызывающих глубинные процессы в мировой экономике и не позволяющих прогнозировать высокие темпы прироста продовольственных ресурсов, появился новый подход: достижение продовольственной безопасности возможно только на уровне каждого в отдельности государства, а через него и в глобальном масштабе.
   Модификация продовольственного обеспечения в продовольственную безопасность привела к существенным изменениям в аграрной политике. В продовольственном вопросе вместо текущих целей усилились стратегические факторы, определяющие будущий экономический потенциал стран и их роль в мировой экономике.
    В 1994 году в г. Рио-де-Жанейро в Повестке дня на ХХI век, рассматривая проблемы будущего столетия, участники совещания обсуждали проблемы устойчивости развития, борьбы с бедностью, продовольственного обеспечения, охраны окружающей среды, то есть все то, что было насущным и в 70-е годы.
    В документах отмечается, что обеспечение устойчивого развития является в первую очередь обязанностью правительств, выполнять которую предпочтительнее посредством политики разработки соответствующих национальных программ и планов. Документы представительных форумов и организаций носят рекомендательный характер, а не нормативный и излагаются по принципу: "мыслить – глобально, действовать – локально".
    В ноябре 1996 г. в г. Риме участники совещания приняли Декларацию по мировой продовольственной безопасности и План действий на период до 2015 года, в которых определены пути создания равных условий доступности продовольствия. Поскольку продовольственная безопасность имеет многогранный характер, что требует согласованных государственных действий и усилий международного сообщества, участники совещания взяли на себя определенные обязательства. Учитывая национальную ориентацию в достижении продовольственной безопасности, признано необходимым, наряду с поддержкой продуктами питания нуждающихся стран, принимать меры по преодолению кризиса в их сельском хозяйстве и оказывать содействие в реализации соответствующих программ.
    В контексте этого Плана в апреле 1997 г. в г. Минске проведена Международная конференция по устойчивому развитию экономики стран Восточной Европы как важнейшего условия преодоления бедности и стабилизации продовольственного обеспечения этих государств и необходимости изменения аграрной политики в этом направлении.
    Проблема продовольственной безопасности, являясь общей для всех стран, в зависимости от состояния их экономики решается по-разному.
    Важнейшим структурным блоком национальной безопасности в различных государствах мира являются получившие самостоятельную значимость комплексные мероприятия в области обеспечения продовольственной безопасности страны.
    Признавая международные соглашения, положения, программы и планы по агроэкономической политике и принимая их в качестве рамочных документов, Республике Беларусь важно определить границы продовольственной безопасности, разработать стратегию и направления развития национального сельского хозяйства, обеспечивающие ее достижение с учетом рационального использования производственного потенциала и международного разделения труда в целях обеспечения стабильности экономики. В широком смысле проблему необходимо рассматривать исходя из определения сущности продовольственной безопасности и национальной стратегии ее достижения.